Танкетка Т-27 | Танки в бою

Танкетка Т-27





Рисунок советской танкетки Т-27

Рисунок советской танкетки Т-27

Т-27 – советская пулеметная танкетка 30-х – начала 40-х годов прошлого века.  В названии буква «Т» обозначает слово «танкетка» или «танк», число «27» – тип разработанной машины по порядку.

История и предпосылки создания.

Танкетка Т-27 в Музее бротанковых войск в Кубинке (Россия)

Танкетка Т-27 в Музее бротанковых войск в Кубинке (Россия)

Интерес руководства РККА к танкеткам проявился еще в конце 1919 года. Примерно с этого периода датированы первые неудачные попытки проектирования таких машин. В серьез этим вопросом занялись в средине 20-х годов, но несколько проектов, которые были предложены в этот период, не были приняты правительственными комиссиями.

В феврале 1930 года в Великобританию выехала делегация советских инженеров с целью ознакомления с передовыми технологиями и конструкторскими решениями в области танкостроения.  Советские инженеры в ходе поездки ознакомились с британской танкеткой Carden-Loyd Mk. IV и закупили 20 ее единиц, лицензию на производство в СССР и техническую документацию. На руководство страны и РККА британская танкетка произвела впечатление, что стало причиной ее серийного производства.

После внесения в конструкцию машины незначительных доработок, 3 ноября 1930 года был собран первый прототип танкетки, который после полигонных испытаний был отправлен на доработку. В начале января уже следующего года был собран образец, который Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА в августе под индексом «Т-27»

Серийный выпуск танкеток Т-27 начали в конце 1931 года на производственных площадях завода «Большевик», где было произведено 45 машин. После «Большевика» производство танкеток Т-27 было организовано заводом № 37 и автосборочным заводом № 1. Всего за время серийного выпуска из сборочных цехов заводов в общей сложности было произведено для нужд РККА 3295 танкеток.

Танкетки Т-27 на учениях 1935 год

Танкетки Т-27 на учениях 1935 год

Компоновка.

Танкетка Т-27 была скомпонована классически для такого типа машин без башни с большой плотностью удельного размещения узлов и агрегатов на единицу площади.  Трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса, в средней части размещался двигатель, а в кормовой — экипаж танкетки, который состоял из 2 человек: командира, являющегося по совместительству пулеметчиком, и механика-водителя. Командир размещался в правой части корпуса, а механик-водитель – в левой.

Танкетки Т-27 рядом с танком Т-35 во время Парада на Красной Площади, 1937 года

Танкетки Т-27 рядом с танком Т-35 во время Парада на Красной Площади, 1937 года

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита танкетки Т-27 была разработана по такому принципу, что защищала ее экипаж исключительно от пуль стрелкового оружия средних калибров и мелких осколков мин и снарядов.

Бронезащита Т-27 изготавливалась путем болтовых и заклепочных соединений стальных листов гомогенной катаной брони между собой и крепления их на уголковый каркас. В поздние периоды производства в качестве способа соединения конструкционных деталей стали использовать сварку. Броневые листы, формировавшие корпус, рациональных углов наклона не имели, кроме ряда участков и верхних колпаков. Толщина броневого листа в основном составляла 10 миллиметров, за исключением колпаков лобовой части, которые имели толщину всего в 6 миллиметров.

Советская танкетка Т-27 и ее экипаж. Фото довоенных лет

Советская танкетка Т-27 и ее экипаж. Фото довоенных лет

Вооружение.

В качестве вооружения танкетки Т-27 использовался 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, который устанавливался в передний щиток корпуса справой стороны. Боекомплект к пулемёту ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в 40 магазинов. В более поздние периоды производства танкеток боекомплект уменьшили до 1764 патронов в 28 магазинах.

Танкетка Т-27 Ленинградского военного округа, лето 1939 года

Танкетка Т-27 Ленинградского военного округа, лето 1939 года

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки танкетки Т-27 использовался четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель Форд-АА (в советском варианте – ГАЗ-АА) с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 40 лошадиных сил, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 40 километров в час.

Механическая трансмиссия танкетки Т-27 состояла из:

однодискового сухого сцепления;

механической четырёхступенчатой коробки передач (при 4 передачах переднего хода и однй заднего);

механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;

дифференциала с тормозами колодочного типа;

двух бортовых редукторов.

Подвеска танкетки Т-27 отнесена по классификации к блокированным полужёсткого типа. Она состояла из шести тележек со сдвоенными опорными катками. Основным упругим элементом конструкции подвески являлись рессоры из листовой стали. Гусеничный движитель танкетки Т-27 включал в себя мелкозвенчатую цепь с цевочным зацеплением и открытым шарниром, два направляющих колеса заднего расположения, оснащенные кривошипным механизмом для натяжения гусениц, двенадцати опорных катков для наружной амортизации, два ведущих колеса с передним расположением и цевочным зацеплением, а так же две мелкозвенчатые гусеничные цепи, которые имели ширину трака в 150 миллиметров.

Советская танке Т-27 сдесантом под Киевом, Юго-Западный фронт, лето 1941 года

Советская танке Т-27 сдесантом под Киевом, Юго-Западный фронт, лето 1941 года

Боевое применение.

Предполагалось, что танкетки Т-27 будут выполнять функции по поддержке пехоты и кавалерии в обороне и при наступательных действиях. Но на практике оказалось, что они лучше всего подходят для проведения разведывательно-дозорных операций, а также для использования в качестве мобильных транспортных средств.

В боевых условиях танкетки Т-27 впервые были применены в Средней Азии в начале 30-х годов в боевых действиях против басмачей. В ряде источников данное применения отмечено, как успешное.

Порядка ста танкеток Т-27 приняли участи в Зимней войне с Финляндией (1939-1940 года). В условиях отсутствия минных полей и неплотного огня танкетки достаточно хорошо себя зарекомендовали при проведении разведок и при несении службы по охранению стрелковых и танковых частей РККА.

На период вторжения Германии в СССР танкетки Т-27 уже морально устарели и даже официально с 9 мая 1941 года были сняты с вооружения РККА. Но в подразделениях всех фронтов продолжали оставаться вплоть до конца 1941 года. Большинство машин в первые дни войны были безвозвратно потеряны, но некоторые оставшиеся в строю танкетки использовались РККА в последний раз в битве за Москву, где выполняли функции тягачей артиллерии и разведывательно-дозорных машин.

Кроме РККА, захваченные трофейные танкетки, использовались Вермахтом, Румынией и Венгрией, но информации об их успешном применении в источниках нет. Так же по несколько экземпляров танкеток Т-27 имели Турция и Монголия.

Танкетки Т-27, используемые как тягачи орудий 45 миллиметров под Москвой, осень 1941 года

Танкетки Т-27, используемые как тягачи орудий 45 миллиметров под Москвой, осень 1941 года

Танки в бою © 2017 ·   Все о танках - история, сражения, танковые асы, новости Войти   · Наверх